Фигурное катание

Война с Тарасовой, предательство учеников: забытая глыба фигурного катания

Танцевальный дуэт Наталья Бах/Владимир Павлихин не добился больших успехов. Лучшим достижением фигуристки Бах, ставшей после замужества Дубовой, было третье место на чемпионате СССР 1965 года и четвертое на Универсиаде-1966. Как вспоминала она сама в давнем интервью, именно это обстоятельство добавляло амбиций в тренерском ремесле.В нем Дубова преуспела практически сразу. Первых успехов она достигла с дуэтом Елена Гаранина/Игорь Завозин, но они ушли от молодого тренера к уже завоевавшей признание Татьяне Тарасовой. В качестве компенсации спортивные руководители дали Наталье Ильиничне поработать с Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым, которые прошли школу Тарасовой и Людмилы Пахомовой. Как вспоминала Дубова, она просто создавала опытным фигуристам условия для занятий и, скорее, училась у них сама, чем чему-то учила.Вскоре у молодого тренера, работавшего на спартаковском катке в Сокольниках, появились первые чемпионы мира среди юниоров. В конце 70-х этот титул дважды выигрывали Татьяна Дурасова и Сергей Пономаренко, а в середине 80-х трижды — Елена Крыканова и Евгений Платов. Поставив в пару с Пономаренко юную свердловчанку Марину Климову, Дубова прошла с этим дуэтом практически три олимпийских цикла.© РИА Новости / Виталий Арутюнов | Перейти в медиабанкФигуристы Марина Климова и Сергей Пономаренко с тренером Натальей Дубовой на льду© РИА Новости / Виталий АрутюновПерейти в медиабанкФигуристы Марина Климова и Сергей Пономаренко с тренером Натальей Дубовой на льдуДважды приводила своих учеников к золоту чемпионатах мира, трижды – на чемпионатах Европы. А за несколько месяцев до Олимпиады в Альбервилле Климова и Пономаренко ушли к Тарасовой, под руководством которой стали олимпийскими чемпионами. Даже через десять лет после завершения Олимпиады в Альбервилле Дубова не забыла этого, как она считала, предательства. В любом интервью старалась уколоть коллегу, а написанную Тарасовой книгу иначе как мерзкой не называла.Уже в 90-х в среде профессионалов в ходу был термин «дубовский конек». Лет двадцать назад попросил саму Наталью Ильиничну расшифровать его. «В фигурном катании базисной является техника владения коньком, — ответила Дубова. — Ее не следует прикрывать эффектными позами, работой рук, хореографическими изысками».© РИА Новости / Дмитрий Донской | Перейти в медиабанкТренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова© РИА Новости / Дмитрий ДонскойПерейти в медиабанкТренер по фигурному катанию Татьяна ТарасоваВ чей адрес камешек, даже намекать не нужно. Впрочем, термин «тарасовщина» из уст Натальи Ильиничны звучал не раз. При этом она еще и подчеркивала, что одна из лучших, по общему мнению, тренеров увлекается внешними эффектами, не обращая внимания на технику. И подчеркивала, что Климова и Пономаренко стали олимпийскими чемпионами на заложенной у нее базе.Когда от нее к Тарасовой в преддверии Олимпиады-2002 ушел канадский дуэт Шэ-Линн Бурн/Виктор Краац, Дубова не удержалась: «То, что они сделали для олимпийского успеха, которого в итоге так и не добились, было недопустимо для Шэ-Линн и Виктора, когда они тренировались у меня. Это и на их выступлениях сказалось. А вот, вернувшись к истокам, канадцы завоевали золото на ЧМ-2003 в Вашингтоне».«Зачем стероиды танцорам?» Первый допинг-скандал в фигурном катании СССР13 февраля, 16:30Более точное определение «дубовского конька» дал двукратный олимпийский чемпион Платов, которого в пару с Оксаной Грищук тоже поставила Дубова. Под ее руководством тогда еще молодой дуэт завоевал бронзу на чемпионате мира. «Дубовский конек» — это высшая похвала любому фигуристу, — подчеркнул Платов. — Никто кроме нее не мог поставить такое скольжение!»Отметил двукратный олимпийский чемпион и дубовскую команду. Помогал мэтру Марк Гуревич, который переносил на бумагу буквально каждый шаг дубовских учеников на льду. Именно так родился обязательный «Золотой вальс», который впервые исполнили Климова и Пономаренко.Второй ассистент, Эдуард Самохин, отец в ту пору известного фигуриста, а ныне — не менее известного тренера, проделывал огромную черновую работу. Это трио и составляло дубовскую школу. Как сегодня Tutberidze Team — это не только сама Этери Георгиевна, но и Сергей Дудаков с Даниилом Глейхенгаузом.© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкОксана Грищук и Евгений Платов во время выступления на зимних Олимпийских играх 1994 года© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в медиабанкОксана Грищук и Евгений Платов во время выступления на зимних Олимпийских играх 1994 годаДуэт Грищук/Платов до олимпийских вершин Дубова тоже не довела. Она просто выгнала Оксану из своей группы, когда та попыталась закрутить роман с Александром Жулиным, убрав с пути конкурентов — дуэт Майя Усова/Александр Жулин. Оставшегося без партнерши Платова пыталась даже поставить в пару с Татьяной Навкой. Как вспоминал Евгений, он без раздумий ушел к Грищук в группу Натальи Линичук. «У Дубовой все внимание было направлено на ведущий дуэт — Усова/Жулин, а обещания работать со мной и Таней 24 часа в сутки осталось пустым звуком».Казалось, какие могут быть обиды? Только Дубова и с Линичук не здоровалась, пересекаясь на соревнованиях, и даже старалась разойтись по разным концам тренировочных катков. Когда дуэт Ирина Лобачева/Илья Авербух под руководством Линичук готовился к Олимпиаде-2002, российский тренер Дубова (правда, давно уже уехавшая в США) включилась в работу с главными конкурентами россиян — Мариной Анисиной и Гвендалем Пейзера.© РИА Новости / Антон Денисов | Перейти в медиабанкМарина Анисина© РИА Новости / Антон ДенисовПерейти в медиабанкМарина АнисинаСвой вклад с победу олимпийских чемпионов она оценивала скромно: «Моя главная заслуга состояла в том, что удалось подтолкнуть Марину к французской команде, — говорила Дубова в интервью, которое удалось взять у нее в Солт-Лейк-Сити. — За долгие годы выступлений за Францию Анисина так и не стала своей. Да и не стремилась к этому. После завершения соревнований отправлялась в русскую тусовку, привлекала российских постановщиков, костюмеров, визажистов. В олимпийском сезоне в команде Марины и Гвендаля появились блестящие французские дизайнеры и замечательные хореографы, работа которых выделялась на «русском фоне».Кроме того, по словам Дубовой, французский тренер Мирей Буше-Зазуи нужен был рядом профессиональный консультант на тренировках и соревнованиях. Именно эту роль отвела себе Наталья Ильинична. И подчеркивала, что счастлива быть причастной к олимпийскому триумфу французских танцоров.© РИА Новости / Сергей Гунеев | Перейти в медиабанкФигуристы Майя Усова и Александр Жулин© РИА Новости / Сергей ГунеевПерейти в медиабанкФигуристы Майя Усова и Александр ЖулинХотя не раз отмечала, что работает тренером не ради медалей и титулов, а с удовольствием. Говорила ли это Дубова искренне? Пожалуй, наиболее показателен в этом плане ее ответ на вопрос, не обидно ли было, что в олимпийском Лиллехаммере золотая медаль от ее учеников Усовой и Жулина в буквальном смысле уплыла к Грищук и Платову .«»Обидно было за дурость спортсменов, которые выставили на всеобщее обозрение свои семейные дрязги, — ответила Дубова. — Именно из-за этого они проиграли Олимпиаду. Даже спустя много лет убеждена, что действовала правильно. До последнего пыталась сохранить семью Майи и Александра. И очень укрепила мнение о себе не только как о хорошем тренере, но и как о приличном человеке».Одним из первых среди российских тренеров Дубова вместе с мужем, известным в прошлом пловцом, а затем прекрасным журналистом Семеном Белиц-Гейманом уехала в США. После своих звездных дуэтов тренировала китайских, турецких, казахстанских танцоров. Написала книгу, которая не удостоилась рецензии от Тарасовой. А о «дубовском коньке» и сейчас вспоминают на любом крупном соревновании танцоров. Чаще всего с сожалением отмечают, что он практически утерян.31 марта Наталье Дубовой исполнилось 75 лет.Воевавшая с Тарасовой чемпионка вернулась из США. Что задумала Линичук?23 января, 08:00

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»