Он работал с Жулиным, Авербухом, Плющенко, бился за Олимпийские игры, но проигрывал и выслушивал обвинения в блате и бесталанности. РИА Новости Спорт поговорило с самым интеллектуальным раздолбаем нашего фигурного катания о внутренней кухне, ненависти друг другу, унылых скуфах и желании вернуть бывшую.
«Сын Плющенко шарит в футболе и много в чем еще»
Сегодня ледовый танцор Андрей Багин пашет тренером в группе Елены Масленниковой, входя в большую команду Ильи Авербуха.— Еще недавно вы работали в академии Плющенко с сыном Евгения Викторовича Александром. Как оцените талант парня?— Надо работать. Он очень старается, смешной мальчишка. Активный, болтает постоянно. Шарит в футболе, много в чем еще. Работящий, прикольный мальчик. Я занимался с одиночниками, изначально Евгений Викторович позвал именно на такую должность. © Фото : Социальные сети Александра ПлющенкоЕвгений и Александр Плющенко© Фото : Социальные сети Александра ПлющенкоЕвгений и Александр ПлющенкоВ какой-то момент возник разговор о работе с танцорами — я два раза пришел туда на тренировку, но на этом все закончилось. Дело было не в Наталье Владимировне (Линичук), мы даже толком поработать с ней не успели. Просто не мое.— В тренерстве надолго?— Я никогда не хотел быть тренером. Коробит, когда меня называют на «вы». Сразу представляю себя 40+, скуфом. Когда с ребятами общаемся, и я какой-то прикол расскажу — они так удивляются, что я это знаю. Говорю им, блин, да мне не 56 лет, вы чего! Кто-то кайфует от тренерской рутины, я пока не свыкся. Я бы лучше сам катался, чем стоять, объяснять…— А почему не катаетесь?— Так у меня партнерша в Америку уехала (Аннабель Морозова). В шоке был, когда после авиакатастрофы в США ее имя увидел в списках… Впервые за три года позвонил Николаю, но, к счастью, все обошлось. Если бы мы с Аннабель не разошлись, сейчас, думаю, могли бы быть высоко. А с кем-то еще вставать… Многие заняты. Да и кататься не у кого.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкАннабель Морозов и Андрей Багин© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкАннабель Морозов и Андрей Багин— Пессимистично.— Нет, я не в том плане, что у нас все вокруг плохие. Совсем не так. Просто лично я, если честно, работал бы снова с Николаем Морозовым и все.— Помню, вы говорили, что могли встать в пару с какими-то девочками из США.— Было дело, в директ писали мне. Но уехать в США на ПМЖ, бросить тут все — я так не могу. Мне в Америке все нравилось, но тем не менее. Не хотел я как-то никогда менять страну. Кто-то уезжает, им нравится, они там быт обустраивают. Но я бы хотел жить, знаете, по-нашему. Не люблю долго находиться где-то, всегда домой тянет.— Слушаю вас, и возникает ощущение, что Аннабель вас так и не отпустила.— Это правда, не отпустила.— А что случилось-то?— Да на самом деле много чего. Главное — наверное, я слишком долго доходил до того, что нужно делать. Очень много плохого из того, что предрекал Николай, сейчас сбывается.Я отставал от Аннабель. Недавно на тренировке объяснял что-то ребятам, решил ради примера включить наш с ней прокат. Смотрю на себя и думаю — господи, ну какое же дерево! Почему-то только после нашего расставания я начал понимать, как это — чувствовать себя свободно на льду. Сейчас выступаю в шоу, и все очень легко. Тогда я осознавал, что нужно делать так же, но просто почему-то не мог.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкНиколай Морозов© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкНиколай МорозовПоследние года полтора у нас все было очень накалено. Понятное дело, что Аннабель — дочка Николая, он хочет для нее всего самого лучшего. Но у нас прямо каждая тренировка с утра до вечера — нерв. Николай вообще со своей энергетикой человек, с накалом. В работе он невероятный просто. Заслуженный тренер в трех странах, возился и с нами, и с одиночниками, и с парами. После тренировки резал музыку, точил каждому коньки, ставил индивидуально лезвия, по миллиметру двигал.И в нас с Аннабель он вкладывал очень много. Дотошно объяснял каждую мелочь. Могу сказать, что у нас в России так детально и правда никто не работает. В нашем последнем ритм-танце у нас было где-то 25 разных вариантов захода на блюз — чтобы все было удобно, подходило по правилам. Я тогда, правда, не на все внимание обращал. А сейчас вижу, что молодые ребята такие же, как и я в те годы.— У нас раздолбайства больше, что ли?— Даже не знаю, как сказать… Я сам всегда раздолбаем был, так что как могу кого-то осуждать? Многие раздолбаи — кому-то хватает таланта не упахиваться и выглядеть классно, а кому-то нет.Сейчас, наверное, хейта много будет… Меня вообще всю дорогу все ненавидят. То из-за того, что у меня дедушка в федерации, то еще что-то я не так сделал. Да, я косячил, но если бы сейчас у меня была партнерша, все было бы иначе.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкАннабель Морозов и Андрей Багин© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкАннабель Морозов и Андрей БагинУ нас в основной массе пытаются на кого-то равняться, до кого-то дотянуться. У меня была такая же проблема, кстати. Осознанно или нет, но мы все — и я, и Егор Базин, и остальные — тянулись за лидерами. Я каждый вечер смотрел, как двигается Никита, пытался повторять. И лишь года полтора назад я дошел до мысли, что надо было делать что-то свое. Да, взять лучшее от лидеров, но переработать под себя. Того же Рахманинова мы с Соней Тютюниной катали. На мой взгляд, не надо было этого делать.Могу выделить произвольный танец (Ирины) Хаврониной с (Девидом) Нарижным. Все пишут «нудли-нудли!», а я думаю — чего вам не нравится-то? Мне тоже медленные программы всегда больше нравились. Да, их легче скатать, а хороший танцор должен уметь все. Но давайте честно — выходят какие-нибудь заурядные пары, танцуют своего Джексона, джагу-джагу, и что это? Проходящее. А хочется качественный продукт.© РИА Новости / Сергей Бобылев | Перейти в медиабанкИрина Хавронина и Девид Нарижный© РИА Новости / Сергей БобылевПерейти в медиабанкИрина Хавронина и Девид Нарижный
«Тебя из приюта забрали?»
— А почему у нас качественного продукта стало меньше?— Трудно сказать. Видимо, должен быть какой-то толчок. Как Tesla ту же Илон Маск создал — ребенок нарисовал эскиз какой-то, и это получилось круто и новаторски. А Toyota штампует шаблон. Качественный, да, но не более.У нас еще очень много погружаются в правила. Эти key-пойнты, внутренние нюансы – много времени это все занимает. Люди тонут в этом. В нашем последнем сезоне с Аннабель мы тоже постоянно с этим возились. Николай звонил по Skype английскому судье, и мы вместе это все вычищали.Понятное дело, что правила — они для всех. Но сейчас из-за этого нет такой свободы. Все боятся шелохнуться на моухоке. Моухок — это прям дороже всего. Какой-то судья возьмет его, какой-то нет… Хотя понятно, что надо просто кататься на десять голов выше, и все у тебя будет.— Вам сейчас интересно смотреть наши танцы на льду?— Честно — нет. В мире тоже. Могу отметить Оливию Смарт/Тима Дика. Лайла Фир/Льюис Гибсон не первый год интересно смотрятся. В Мэддисон Чок/Эване Бэйтсе я всегда больше внимания на Чок обращал.— У них был классный произвольный танец в сезоне-2019/20 на змеиную тематику. Как по мне, там было хорошо видно, что в этой паре она забирает на себя все внимание…— А он как бы подставка, да. Но фигуристы классные. А у нас в России очень интересные юниоры растут. У Алексея Юрьевича Горшкова ребята крутые — (Мария) Фефелова/ (Артем) Валов. И мы со своей командой тоже поборемся. У нас две очень классные девчонки в группе — Влада Храмова и Полина Пилипенко. Когда я с ними в паре катаюсь, работаю, прям кайфую. Это самые крутые моменты в работе.Но что мне не нравится у нас — так это общее ощущение неряшливости. Танцоры ходят в трениках с оттянутыми коленками, в портках. Какие-то носки с утенком… Как будто из приюта забрали и на лед поставили. И я ведь был таким же! Николай мне говорил: «Ты похож не на фигуриста, а на алкаша». Я не понимал тогда — ну почему? А потом до тебя доходит, что во всем должен быть порядок, стиль.© РИА Новости / Сергей Бобылев | Перейти в медиабанкАлександра Степанова и Иван Букин© РИА Новости / Сергей БобылевПерейти в медиабанкАлександра Степанова и Иван Букин— Про наших лидеров Степанову/Букина что скажете?— Я был удивлен, что они вообще вернулись. Мне казалось, имя у них есть, можно неплохие деньги в шоу зарабатывать. У обоих дети родились. Не знаю, если честно, какая у них мотивация. Возможно, хотят почувствовать себя первой парой страны или еще не накатались.А насчет их перехода к Александру Вячеславовичу Жулину — мне кажется, что слишком много лет они были с Ириной Жук/Александром Свининым. Уже вряд ли что-то кардинально поменяется. Возможно, что-то улучшится, но общий стиль останется.— Вы упомянули хейт — дескать, за то, что у вас дедушка в федерации. А я не понимаю — неужели это кого-то удивляет? Мне кажется, в танцах это вообще одна из основ.— Да. Думаю, ни для кого не секрет, что у каждой пары что-то как-то решается.— В танцах, кажется, вообще нет простых людей.— Я бы сказал, что в целом в фигурном катании. А меня хейтили, потому что я не очень катался. Ладно бы был кривой-косой, но везде ездил, а так… Да, у меня дедушка. Какие-то новости я от него узнавал. Но в закулисную движуху я никогда не лез, и мне не докладывали и не показывали. Да и помимо меня есть целая куча фигуристов, у кого родственники в тренерах или в судьях. Но почему-то мне доставалось всегда особенно.Могу понять еще, когда мы были с Аннабель. Понятно, что у нее папа — Николай Морозов и все в этом духе. Тогда еще говорили — мол, у нас в танцах есть две дочери, и сравнивали, чья круче — Морозова или Этери Тутберидзе (Диана Дэвис). Обе уехали из России в итоге…© Фото : Социальные сети спортсменкиАннабель Морозова с флагом США© Фото : Социальные сети спортсменкиАннабель Морозова с флагом США— Вы понимаете, зачем вообще Аннабель перешла за США?— А тут мы возвращаемся к Рахманинову. Они ведь с Джеффри Ченом на последнем чемпионате США заменили свою программу под «Звездные войны» на Рахманинова. И что у нас с Соней Тютюниной он был так себе, что у них… Немного простовато. Она может делать такие крутые связки.Мы ведь тоже начинали ставить Рахманинова с ней в олимпийский сезон, но тогда уже пошли слухи что та же тема будет у Вики (Синициной) с Никитой. И Николай нас убедил, что надо отказаться в пользу лидеров. Думаю, наш с Аннабель Рахманинов мог бы быть поинтереснее, чем у нее с Джеффри.— Есть поверье, что в танцах минимум 50% результата складывается из работы под ковром. Вы успели ощутить это на себе?— Конечно. Но как нам сказал Морозов после предолимпийского чемпионата России — надо просто кататься на десять голов выше и не думать о том, кто там кому занес, кто с кем посидел. И это правда. От тебя-то это все не зависит. Тебе остается только фигачить, и я, к сожалению, это слишком поздно понял. Пахота, конкуренция и борьба приносят результат, а не какие-то внутренние истории.— На отношениях с другими танцорами хейт, о котором вы говорили, сказывался?— Кстати, нет. Я нейтрально всегда со всеми общался. У девочек были свои нюансы – многие партнерши мне рассказывали, что у них в раздевалке перед соревнованиями стоит змеиная тишина. А у парней все гораздо проще. Негатива и конфликтов не было.— А с Тютюниной чего не катались?— Не пошло. Слишком разные мы. Ничего плохого не было, но, возможно, у меня еще тянулся шлейф после Морозовых. Все мне было не так, все не то… Это как в отношениях – расстаться с девушкой и сразу же вступить в новые. Все равно будешь сравнивать.С Аннабель бы у нас результаты сейчас были совершенно другие. Но Николая очень расстроило, что мы не попали на Олимпиаду. Он даже отказался ехать получать экипировку, хотя мы были запасными. Доходили до нас слухи еще в начале того сезона, что поедет одна пара. Так и случилось. В общем, ладно… А я бы еще покатался.